CЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРАВИЛА И ПРОБЛЕМЫ

Мало кто знает о такой часто упускаемой из виду отрасли этикета, как нетикет (неологизм, является слиянием слов «cеть» (англ. net) и «этикет»). Простые правила общения внутри глобальной сети часто оказываются неведомы подавляющему числу ее пользователей, что нередко приводит к потере всякого человеческого достоинства. Пожалуй, каждый может вспомнить нелицеприятные случаи из своей жизни, когда перепалка в Интернете оставляла горький след на всем последующем общении.

Сетевой этикет создан для того, чтобы всем – и опытным пользователями, и новичкам, – было в равной мере комфортно общаться друг с другом. И нет ничего сложного в том, чтобы соблюдать его. Прежде всего, не стоит забывать о том, что за никнеймом и аватаром скрываются вполне  реальные люди со своим характером, проблемами и амбициями. Правила сетевого этикета основаны на взаимоуважении пользователей сети интернет и максимальной информативности и точности любой информации, которой они делятся.

Отдельно стоит заметить, что форумный этикет (в особенности это касается литературных ролевых игр) уже давно обособился в отдельное течение. В среде форумных игр бытует четкое разделение правил для игровой и неигровой зоны, а так же собственный, причем весьма специфичный сленг, являющий собой смесь ролевого жаргона, пришедшего к нам из «лохматых» словесок, и разговорных словечек пользователей разномастых борд и общих чатов.

Прежде всех дел, мы хотим опубликовать шесть из десяти принципов сетевого этикета, которые нам кажутся наиболее важными. Остальные вы можете почитать здесь.

1. Помните, что Вы говорите с человеком – никто не отменял действия золотого правила нравственности на просторах интернета.

2. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.

3. Помните, где Вы находитесь в киберпространстве – в различных сообществах бытуют разные негласные законы относительно этичности тех или иных вещей.

4. Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.

5. Не злоупотребляйте своими возможностями.

6. Учитесь прощать другим их ошибки.

Серьезным вопросом является грамотность письма. Явление тотального пренебрежения правилами русского языка в Интернете беспокоит многих. Не следует забывать о том, что грамотность ценится в любой среде, в особенности ролевой. Неграмотный ролевик вызывает жалость, выставляя себя посмешищем перед остальными пользователями, а в последствие и злобу – ведь правильное, написанное внятным, красивым языком сообщение это проявление уважения к собеседнику.

В рамках сетевого этикета важно осмотреть понятия, бытующие в форумной среде, такие как флуд, флейм и троллинг.

Как сообщает нам Википедия, слово "флуд" произошло от неверного произношения английского flood – наводнение, потоп. В действительности, понятие флуда подразумевает большое количество бессмысленных по своей сути сообщений, которые можно было бы безболезненно удалить (а точнее даже, не писать) без ущерба для форума. К таким относятся все сообщения в неигровых зонах, кроме технических. Сетевой этикет осуждает флуд и флейм, так как они затрудняют общение, взаимопомощь и обмен информацией.

Совсем иное значение имеет слово флейм (flame — огонь, пламя). Флеймы – это эмоциональные замечания, часто высказанные без учета мнения других участников разговора. Это сообщения, где такт – не самое главное, а цель – вызвать реакцию пользователей.

Флейм – это "спор ради спора". Крайняя степень вараженности флейма проявляется в случае, когда все забывают, из-за чего начался разговор и начинают ожесточенно ругаться друг с другом. Сообщения флейма могут содержать личные оскорбления, и зачастую направлены на дальнейшее разжигание ссоры. Иногда применяется в контексте троллинга, но чаще флейм вспыхивает просто из-за обиды на виртуального собеседника.

Наиболее частыми причинами флейма являются:

– Дружеские насмешки, неудачные и двусмысленные шутки, намёки и т. п. — оскорбительные при нормативном толковании в серьёзном смысле.

– Резкие высказывания в адрес «посторонних объектов» (игр, корпораций, спортивных команд, программ, фильмов, артистов, полити- ческих партий, идеологий и т.п.), которые хотя и не являются нападками на личность собеседника, но могут приниматься им близко к сердцу.

– Неаргументированная критика или насмешка, например, по поводу тезисного высказывания, без выдвижения антитезиса.

– Некоторые полемические приёмы (например, путем доведения до абсурда правильно выраженной мысли собеседника посредством подмены понятий).

– Фразы «свысока», вызванные ошибочным определением возраста или квалификации собеседника.

– Бросание вызова собеседнику.

– Разные взгляды на обстоятельства, события и любые другие вещи.

– Дебаты, полемика, демагогия, с использованием оскорбительных высказываний, не имеющие отношения к первоначальной теме.

Троллинг – куда более глубокий, что называется, клинический случай. Этим термином называются умышленные размещения провокационных сообщений на форумах, в дискуссионных группах, в вики-проектах, ЖЖ и др, с целью вызова волны флуда, флейма, оффтопа, получения негативной реакции пользователей. Троллинг – пример психологической манипуляции, когда лицо, занимающееся де факто хулиганством получает удовольствие от его результата и собственной безнаказанности. Тени этого мира несут отчаяние. Мы не будем подробнее рассказывать о видах и способах троллинга. Для нас важнее объяснить, почему он опасен и неприемлем в форумном сообществе.

Джудит Донат, американский специалист по современным медиа, в своей работе «Identity and Deception in the Virtual Community» писала:

«Тролли могут дорого обходиться в нескольких отношениях. Тролль способен сорвать обсуждение, распространить плохой совет и повредить чувству взаимного доверия в сообществе. Более того, в группе, ставшей чувствительной к троллингу, — в случаях высокого уровня фальсификаций в её пространстве — множество искренне наивных вопросов могут быть незамедлительно отвергнуты, как троллизмы. Это может совершенно сбить с толку нового участника, едва отважившегося написать первый пост и сразу же получающего поток гневных обвинений. Даже если обвинения необоснованны, они вредят онлайн-репутации участника, отмеченного как тролль.»

Для ролевых игр сложились свои нелицеприятные примеры, связанные именно с игровой деятельностью, такие как манчкинство, мерисью и метагейминг.

Манчкинство (иногда манчкинизм или манчкиния) – это, казалось бы, безобидное желание выиграть в ролевой игре. В зависимости от типа игры, это может включать в себя такие цели, как «стать самым главным», «убить всех противников» или «стать самым сильным». Однако, как многим известно, в ролевые игры мы играем ради процесса, а не ради выигрыша; любые попытки кардинально вклиниться в сюжет, задуманный Мастерами игры, способен существенно попортить всем без исключения игрокам удовольствие от игры.

Происхождение слова — от английского «Munchkin» — народ в сказках Фрэнка Баума о Стране Оз, у нас известный как «жевуны».

Довольно часты случаи, когда манчкин с хорошим знанием правил ролевой игры и ее игромеханики сознательно игнорирует их или начинает рьяно отстаивать тогда, когда ему это выгодно. Часто манчкины делают упор на прокачку персонажа, пренебрегая ролевой составляющей игры, чем вызывают отвращение и негодование у других игроков.

http://www.iconsearch.ru/uploads/icons/fatcow/16x16/exclamation.png    От автора: кроме всего прочего, существует настольная карточная игра под названием "Манчкин", с информацией о которой можно ознакомиться здесь. По личному опыту хочется сказать, что это действительно весело и забавно. Особенно названия шмоток.

Следующее понятие – мерисью. По названию можно понять, что это – яркий пример становления имени и фамилии героя нарицательными. Мерисью – частый и заразительный пример создание игрового персонажа, компенсирующего недостатки самого игрока в реальной жизни. Наиболее частый случай – желание, чтобы его персонажа все любили. Описание внешности такого персонажа настолько типичны, что вызывают нездоровые желания в отношении игрока: сияющие глаза, красивые черты лица, идеальная фигура, волосы – все. Впрочем, это еще не все: идеальность простирается куда глубже, затрагивая и характер, и способности персонажа, причем начисто противореча логике игрового и реального миров. Персонаж мерисью одновременно сочетает в себе все возможные достоинства в настолько гипертрофированных объёмах, что для читателя это выглядит гротескно и нелепо. Зачастую его положительные качества противоречат друг другу и сменяют друг друга в зависимости от ситуации — на ходу в повествовании может меняться внешность, характер, производимое персонажем впечатление и так далее.
Однако, как говорят в народе, «если игрок настаивает на том, что его персонаж одновременно Красивый, Умный и Сильный — у его персонажа в недостатках имеются от одного до трёх опасных заблуждений».

Этимология же данного понятия отходит к фанфикшену: в далеком 1973 году Паула Смит в рамках фандома "Звездных войн" написала пародию на некоторых своих собратьев по перу. В этой пародии фигурировал персонаж, не присутствующий в каноне, — роскошная голубоглазая блондинка по имени Мэри Сью. Мэри Сью сексуальней всех на свете, Мэри Сью — технологический гений, рядом с Мэри Сью Шварценеггер выглядит хлипким парнишкой с плохой координацией — и, конечно, Мэри Сью спасает весь экипаж корабля, а заодно и человечество от страшной катастрофы. В этой пародии Смит удивительно верно подметила наиболее распространенную методику огромной массы фэнфикеров: внесение в текст “идеального себя” и использование фэнфика только затем, чтобы проявить на бумаге свои высочайшие, но никем покуда не замеченные личные качества.

Понятие метагейминга мало распространено в игровой субкультуре, хотя автор статьи часто встречал идентичное данному понятие – дятловство.  Метагейм в общем смысле – вся внеигровая информация. Однако более узкое понятие гласит:
метагейминг – ситуация, когда игрок действует, исходя из внеигровых соображений, а не логики персонажа, в ущерб отыгрышу, или использует неигровую информацию (то есть такую, которая известна ему, но не может быть известна его персонажу).

Однако не всегда метагейминг можно трактовать как чистое зло. Пожалуй, нужно рассказать, что терминология ролевых игр содержит в себе такое понятие, как подход игрока к восприятию своего персонажа. Таковых три: актерский, авторский, или, как его еще называют, пешечный, и режиссерский. Актерский подход предполагает полное погружение и восприятие игрового мира с точки зрения персонажа. Второй подход, авторский, подразумевает, что игрок наблюдает за своим персонажем несколько отстранено, от третьего лица. В рамках этого подхода имеется вероятность возникновения негативного метагейминга, когда персонаж совершает действия, противоречащие его личности, но кажущиеся полезными игроку. Последняя позиция, режиссерская, метагеймова по определению, и присуща чаще всего Мастерам игры, для которых собственные НПС-персонажи, вводимые в игру, являются не более чем частью запланированной и обширной сцены.

Случаи метагейминга часты и порицаются на большинстве форумных ролевых игр.

На этом нашу обзорную статью можно закончить. От себя автор хочет пожелать игрокам, чтобы ничто не мешало их спокойному пребыванию на просторах Интернета и на форумных ролевых играх.

.Ghost, 2011.
Основано на материалах данной статьи, свободной энциклопедии "Википедия", вики-проекта RPG wikia